2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое тилт шифт объектив и как сделать его своими руками

Что такое тилт шифт объектив и как сделать его своими руками

«Tilt-shift»- это такой фотографический жанр, который за последние несколько лет стал очень популярным. По сути, это фотографирование обычного предмета или сцены из жизни, которые tilt shift объектив преображает в миниатюру на снимке.

В таких фотографиях основного эффекта можно достичь посредством поворота или сдвига. Для получения качественных профессиональных фото в жанре минимализма, не прибегая к хитростям фотошопа, единственно правильным вариантом будет использование тилт шифт объектива.

Фотографы имеют множество возможностей для реализации своих креативных идей. Все это благодаря широкому выбору моделей, главной задачей которых является спроецировать увиденную картину на поверхность пленки. В последнее время особую популярность завоевал tilt-shift объектив.

Это модель с функциями, позволяющими корректировать вид и имеющими возможность сдвигать и (или) поворачивать плоскость изображения по отношению к плоскости светочувствительного слоя. Угол наклона и величина смещения управляются двумя элементами.

К фотоаппарату tilt shift объектив присоединяется тем же способом, что и обычный. Кстати, чтобы не отказывать себе в удовольствии создавать совершенно фантастические фотоснимки, можно соорудить тилт шифт объектив своими руками.

Введение: сдвиг и вращение

Сдвиг позволяет фотографу изменить положение изображения, передаваемого объективом, относительно сенсора цифровой камеры. Это означает, что центр перспективы объектива перестаёт соответствовать центру перспективы изображения, и возникает эффект, аналогичный использованию кадрирования в боковую часть изображения, полученного объективом с более широким углом зрения.

Вращение позволяет фотографу повернуть плоскость наиболее резкого фокуса, так что она более не перпендикулярна оптической оси объектива. Это порождает клиновидную глубину резкости, ширина которой нарастает с удалением от камеры. Эффект вращения необязательно увеличивает глубину резкости — он просто позволяет фотографу переопределить её положение для лучшего соответствия предмету съёмки.

Тилт объектив своими руками на базе Zuiko 80 mm f/ 4 Auto Macro

Однажды наступает момент, когда стандартных возможностей объектива для управления ГРИП становится недостаточно. Я профессионально занимаюсь предметной съемкой и часто сталкиваюсь с ограничением ГРИП, когда с одной стороны нужно обеспечить хорошую резкость и детализацию, а с другой добится одинаково хорошей резкости по всей площади предмета.

Даже зажимая диафрагму до f/ 16 не всегда удается получить желаемую резкость самых отдаленных деталей предмета. Сильно зажимая диафрагму резкость снимка падает в следствие дифракции. Конечно, в этих случаях можно использовать технику стекинга. но такой метод трудозатратен и может не оправдывать себя.

Другим решением является покупка Tilt/Shift-объектива, но они стоят весьма недешево, и до конца не знаешь, стоит ли овчинка вычинки. Ведь опыта работы с ними нету, а попробовать все же хочется.

Принцип работы тилт объектива

В основе тилт-объектива лежит принцип Шаймпфлюга. Которые гласит, что при определенном наклонении оптической оси можно получить «бесконечую глубину резкости» даже при открытой диафрагме. Этот принцип широко применяется в конструкции карданынх камер, где угол наклона ограничивается лишь площадью светового пятна, которое при этом формирует объектив.

В компактных камерах с жестким корпусом этот трюк не предусмотрен, и чтобы добиться подобного эффекта были разработаны специальные объективы с возможностью наклона оптической оси — Tilt-объективы. Между линзоблоком и фотоприемникиом стоит механический узел, обеспечивающий вращение и наклон оптической оси. Принято считать что наклона в 8 градусов достаточно для большинства задач.

Обнаружив, что у объектива Olympus Zuiko 80 mm f/ 4 Auto Macro рабочий отрезок больше чем у стандартных объективов, родилась идея сделать из него тилт-объектив.

В Интернете можно встретить много решений тилт-объектива с гибкой конструкцией, на базе гофры и т.п. но все они не подходят для серьезной работы. Моя цель сделать жесткую конструкцию, с фиксированием определенного угла наклона.

Сложно понять, как устроена механика наклона оптической оси и как ее сделать подручными средствами. Поэтому было принято решение купить готовый тилт-переходник для установки объективов Olympus OM на систему беззеркалок M4/3. Таких переходников на Ebay пруд пруди. Стоят они 25-40 долларов с бесплатной доставкой.

Рассмотренная ниже конструкция позволяет сделать только Tilt (наклон оптической оси), но не Shift (коррекция перспективы) объектив. Как правило заводские объективы изготовляют с возмодностью выполнять обе залачи (Tilt/Shift). Но также есть объективы только с возможностью Shift (PCS).

Читать еще:  Микропылесос своими руками

Порядок изготовления тилт-объектива:

Купив тилт переходник нам нужно переделать ему хвост, чтобы он устанавливался на Nikon и другие зеркалки. Я выбрал хвост M42 от вездесущего Гелиоса 44. М42 выбрал по той причине, что для макросъемки я использую кольца М42, они мне кажутся удобней китайских никоновских.

Откручиваем хвост переходника с байонетом М4/3, для этого нужно придержать рукой деталь, показанную стрелками и вращать хвост с байонетной частью против часовой стрелки. Будьте осторожны, внутри имеются маленькие шарики, обеспечивающие щелчки при вращении объектива вокруг своей оси, не потеряйте их. Сняв хвост, стачиваем байонетную часть на наждачном круге, чтобы была ровная поверхность.

Собираем хвост на место. Получаем такой вот вид.

Также берем хвост от Гелиоса 44 или любого другого объектива, с нужным нам байонетом и спиливаем все лишнее на наждачном круге.

Приклеиваем к нему наш хвост с резьбой М42 к тилт адаптеру.

Вставляем в него наш макрообъектив через байонет OM. И наш тилт объектив готов к работе.

Проверим работу этого тилт объектива на деле

Для этого возьмем классический сюжет со шкалой глубины резкости. Снимем линейку под углом к поверхности около 45 градусов, длинна нашего отрезка 20 см.

Диафрагма f/ 4

При стандартном положении объектива (наклон 0 градусов), резкость наведена на значении 13 см. А при наклоне объектива в 8 градусов, резкость сместилась на значение 2 см. На практике наведение резкости с уклоном требует навыков, по зеленой точке фокус ловится не там где нужно.

Рассмотрим кроп 100% размера на самых отдаленных участках.

Нужно учитывать, что фокус при наклоне 8 градусов был на отметке 2 см, и показанная глубина достигает 19 см, при этом изображение еще сносно смотрится. В случае со стандартным уклоном 0 градусов в показаной глубине 6 см изображение намного больше не в фокусе.

Диафрагма f/ 16

При наклоне 8 градусов, изображение смотрится значительно лучше чем без наклона. Не нужно забывать, что в первом случае фокус на отметке 13 см, а во втором на 2 см. Т. е. на примере с наклоном 8 градусов ГРИП достигает 19 см в отличие от 6 см без наклона.

Недостатки даного тилт объектива

Существенным недостатком моей конструкции является то, что теперь объектив не может фокусироваться на бесконечность, поскольку из-за тилт-адаптора задний отрезок увеличился. Жаль, что теперь не удастся поиграться с ГРИП городских пейзажей.

Данный объектив теперь может фокусироваться на расстоянии 3 метров. Но нехватка ГРИП чувствуется именно на близких расстояниях и макросїемке. Для этих целей при фокусном 80 мм, дистанции 3 метров достаточно для съемки мелких предметов и макросъемки.

Чтобы получить тилт-объектив с бесконечностью можно за основу взять среднеформатный объектив, либо поискать потоньше тилт-адаптер.

Данная технология изготовления тилт-объектива за значительно меньшую цену может с успехом быть применена со среднеформатными объективами.

5-й шаг.

Теперь, вооружившись кисточкой и переключив цвет переднего плана (Foreground) в черный, прорисуем элементы изображения, которые не должны попадать в нерезкую зону:

Работая в маске в размытом слое, мы создаем прозрачные зоны (на среднем рисунке показаны красным цветом), через которые становится виден нижний, не размытый, слой. Таким образом мы отменяем эффект в местах, где он не нужен.

Популярные тилт-шифт объективы

Самые известные бренды, производящие фототехнику, выпускают тилт-шифт оптику.

Среди популярных моделей:

  • Canon TS-E 17mm f/4L. Обойдется в 170 тысяч рублей. Высокая цена считается оправданной, благодаря качеству оптики. Основные характеристики: фиксированное фокусное расстояние 17 мм, диафрагма – от f4, вес – 820 граммов. Обладает большими возможностями в реализации творческих замыслов. Однако лучше не использовать максимальный сдвиг и наклон оптики, чтобы изображение не потеряло в качестве. Лучше всего прикрыть диафрагму и использовать умеренный сдвиг и наклон;
  • Canon 24 мм TS-E f/3.5L II. Стоит примерно 115 тысяч рублей. Имеет фиксированное фокусное расстояние 24 мм и диафрагму – от f3.5. Имеет превосходную резкость по всему пространству кадра, даже при открытой диафрагме. Хроматические аберрации при съемке отсутствуют. Обладает механизмом, в котором сдвиг и наклон не зависят друг от друга, что позволяет воплощать любые творческие идеи;
  • Canon 45 мм TS-E f/2.8. Цена – 90 тысяч рублей. Имеет фокусное расстояние 45 мм, диафрагму – от f2.8, весит 645 граммов. Оснащен плавающей оптической системой и механизмом заднего фокуса. Благодаря этому можно создавать резкие кадры, находясь от объекта на расстоянии от 0,4 метра до бесконечности. Имеет покрытие Super Spectra. Оно обеспечивает идеальную цветопередачу и высокий контраст на фото. А также избавляет от бликов;
  • Nikkor PC-E 45 мм F2.8D ED. Обойдется в 137 тысяч рублей. Используется профессионалами. Фокусное расстояние – 45 мм, диафрагма – от 2.8, вес – 780 граммов. Прекрасно справляется со своей задачей изменения перспективы и зоны резкости;
  • Nikkor PC-E 85 мм F2.8D ED. Цена – 117 тысяч рублей. Имеет фиксированное фокусное расстояние – 85 мм, диафрагму – от 2.8, весит 635 граммов. Позволяет плавно делать сдвиг и наклон, фиксируя все передвижения специальными стопорными винтами. Обладает отличной механикой и телескопическим механизмом.
Читать еще:  Дровокол ручной своими руками

Принцип работы

Оптическая схема Tilt/Shift объективов такова, что поле качественного изображения намного превышает площадь кадра, благодаря чему фотограф может сдвигать кадр в границах данного поля, перемещая либо наклоняя объектив относительно плоскости пленки. Стоимость Tilt/Shift объективов сопоставима со стоимостью современной зеркальной фотокамеры и составляет от тысячи долларов и выше.
Говорить, что Tilt/Shift объективы что-то исправляют в кадре, не совсем верно. Они скорее позволяют перестроить сюжет соответственно привычному для нас восприятию. Как известно, наше зрительное восприятие не отражает в точности геометрическое построение мира, как это делает зеркало, а производит в мозгу психологическую обработку увиденной картинки.
Для наглядности вышеизложенного рассмотрим простой пример. Рассматривая вблизи высокое здание, мы задираем голову вверх, осматривая его по частям. В нашем сознании вертикальные стены здания так и остаются вертикальными. Если же мы сфотографируем из такого положения здание, наклоняя вверх камеру, то на фотоснимке оно будет выглядеть «падающим». Используя TS объектив, мы сможем сохранить горизонтальное положение камеры, не наклоняя ее. Чтобы здание вошло в кадр целиком, мы просто подвинем TS объектив вверх.

Объектив Tilt/Shift также удобно использовать при съемке зеркальных поверхностей, поскольку подобные объективы позволяют избежать присутствия в кадре отражения фотокамеры и самого фотографа.

Процесс съемки

Обычный фотоаппарат обеспечивает четкий фокус только в одной плоскости. Без функции наклона плоскость изображения расположена параллельно фокальной и перпендикулярно оптической оси. Все объекты в фокусе находятся на одинаковом расстоянии от фотокамеры.

А когда тилт объектив наклоняется или поворачивается, то фокальная плоскость становится под углом к изображению. Следовательно, в поле зрения попадают все объекты, находящиеся на разном расстоянии, т.е. близлежащие и удаленные, и отображаются без искажения.

Это свойство получило название принцип Шаймпфлюга. Согласно этому принципу использование поворотов позволяет менять форму глубины резкости. Например, если устройство и сфокусированное изображения параллельны, то глубина резкости с обеих сторон одинаковая.

А вот при наклонах или вращении она принимает клиновидную форму, с вершиной конуса у оси вращения. Причем у вершины клина резкость равна почти нулю и увеличивается по мере удаления от камеры. Для таких видов съемки, как ландшафтная, архитектурная, тилт объектив просто незаменим.

Концепция: изображаемый круг объектива

Изображение, запечатлеваемое цифровым сенсором вашей камеры — это фактически всего лишь центральное прямоугольное кадрирование кругового изображения, передаваемого объективом («изображаемого круга»). У большинства объективов этот круг имеет размеры, лишь слегка превосходящие нужды сенсора. Сдвиговые объективы, наоборот, передают значительно больший изображаемый круг, чем это обычно требуется — тем самым позволяя фотографу «сдвинуть» изображаемый круг, чтобы выборочно кадрировать заданный прямоугольник.

Данное сравнение демонстрирует сдвиг на 11 мм на зеркальной камере 35 мм;
в действительности круговое изображение может быть больше
относительно сенсора для камер с кроп-фактором
(подробнее об этом читайте в главе о сенсорах цифровых камер).

Сдвиг имеет два основных использования: смена перспективы или расширение угла зрения (с использованием нескольких снимков). Оба способа рассматриваются в следующих разделах. Вышеприведенный пример мог бы быть более полезен при создании панорамы, поскольку средний телеобъектив сжимает перспективу (делает её плоской).

Возможности сдвига сопутствует дополнительное преимущество: в центральной позиции эти объективы обычно обеспечивают более высокое качество на краях изображения, аналогично использованию полнокадровых объективов 35 мм на камерах с кроп-фактором. Это означает меньшее размытие и виньетирование, с потенциально менее выраженными искажениями.

С другой стороны, объективы с возможностью сдвига должны быть намного больше и тяжелее, чем сравнимые обычные объективы (с тем же фокусным расстоянием и максимальной диафрагмой). К тому же большой сдвиг покажет части кругового изображения со сниженным качеством изображения, хотя оно может быть ничем не хуже, чем постоянно доступное на обычном объективе. Далее, tilt/shift объектив 24 мм оптически будет аналогичен обычному объективу 16 мм в связи с аналогичным размером изображаемого круга. Следовательно, tilt/shift объектив 24 мм наверняка уступает по оптическому качеству обычному объективу 24 мм, поскольку объективы с более широким углом зрения обычно имеют худшее оптическое качество.

Тилт объектив своими руками на базе Zuiko 80 mm f/ 4 Auto Macro

Однажды наступает момент, когда стандартных возможностей объектива для управления ГРИП становится недостаточно. Я профессионально занимаюсь предметной съемкой и часто сталкиваюсь с ограничением ГРИП, когда с одной стороны нужно обеспечить хорошую резкость и детализацию, а с другой добится одинаково хорошей резкости по всей площади предмета.

Даже зажимая диафрагму до f/ 16 не всегда удается получить желаемую резкость самых отдаленных деталей предмета. Сильно зажимая диафрагму резкость снимка падает в следствие дифракции. Конечно, в этих случаях можно использовать технику стекинга. но такой метод трудозатратен и может не оправдывать себя.

Читать еще:  Очки для осознанных сновидений своими руками

Другим решением является покупка Tilt/Shift-объектива, но они стоят весьма недешево, и до конца не знаешь, стоит ли овчинка вычинки. Ведь опыта работы с ними нету, а попробовать все же хочется.

Принцип работы тилт объектива

В основе тилт-объектива лежит принцип Шаймпфлюга. Которые гласит, что при определенном наклонении оптической оси можно получить «бесконечую глубину резкости» даже при открытой диафрагме. Этот принцип широко применяется в конструкции карданынх камер, где угол наклона ограничивается лишь площадью светового пятна, которое при этом формирует объектив.

В компактных камерах с жестким корпусом этот трюк не предусмотрен, и чтобы добиться подобного эффекта были разработаны специальные объективы с возможностью наклона оптической оси — Tilt-объективы. Между линзоблоком и фотоприемникиом стоит механический узел, обеспечивающий вращение и наклон оптической оси. Принято считать что наклона в 8 градусов достаточно для большинства задач.

Обнаружив, что у объектива Olympus Zuiko 80 mm f/ 4 Auto Macro рабочий отрезок больше чем у стандартных объективов, родилась идея сделать из него тилт-объектив.

В Интернете можно встретить много решений тилт-объектива с гибкой конструкцией, на базе гофры и т.п. но все они не подходят для серьезной работы. Моя цель сделать жесткую конструкцию, с фиксированием определенного угла наклона.

Сложно понять, как устроена механика наклона оптической оси и как ее сделать подручными средствами. Поэтому было принято решение купить готовый тилт-переходник для установки объективов Olympus OM на систему беззеркалок M4/3. Таких переходников на Ebay пруд пруди. Стоят они 25-40 долларов с бесплатной доставкой.

Рассмотренная ниже конструкция позволяет сделать только Tilt (наклон оптической оси), но не Shift (коррекция перспективы) объектив. Как правило заводские объективы изготовляют с возмодностью выполнять обе залачи (Tilt/Shift). Но также есть объективы только с возможностью Shift (PCS).

Порядок изготовления тилт-объектива:

Купив тилт переходник нам нужно переделать ему хвост, чтобы он устанавливался на Nikon и другие зеркалки. Я выбрал хвост M42 от вездесущего Гелиоса 44. М42 выбрал по той причине, что для макросъемки я использую кольца М42, они мне кажутся удобней китайских никоновских.

Откручиваем хвост переходника с байонетом М4/3, для этого нужно придержать рукой деталь, показанную стрелками и вращать хвост с байонетной частью против часовой стрелки. Будьте осторожны, внутри имеются маленькие шарики, обеспечивающие щелчки при вращении объектива вокруг своей оси, не потеряйте их. Сняв хвост, стачиваем байонетную часть на наждачном круге, чтобы была ровная поверхность.

Собираем хвост на место. Получаем такой вот вид.

Также берем хвост от Гелиоса 44 или любого другого объектива, с нужным нам байонетом и спиливаем все лишнее на наждачном круге.

Приклеиваем к нему наш хвост с резьбой М42 к тилт адаптеру.

Вставляем в него наш макрообъектив через байонет OM. И наш тилт объектив готов к работе.

Проверим работу этого тилт объектива на деле

Для этого возьмем классический сюжет со шкалой глубины резкости. Снимем линейку под углом к поверхности около 45 градусов, длинна нашего отрезка 20 см.

Диафрагма f/ 4

При стандартном положении объектива (наклон 0 градусов), резкость наведена на значении 13 см. А при наклоне объектива в 8 градусов, резкость сместилась на значение 2 см. На практике наведение резкости с уклоном требует навыков, по зеленой точке фокус ловится не там где нужно.

Рассмотрим кроп 100% размера на самых отдаленных участках.

Нужно учитывать, что фокус при наклоне 8 градусов был на отметке 2 см, и показанная глубина достигает 19 см, при этом изображение еще сносно смотрится. В случае со стандартным уклоном 0 градусов в показаной глубине 6 см изображение намного больше не в фокусе.

Диафрагма f/ 16

При наклоне 8 градусов, изображение смотрится значительно лучше чем без наклона. Не нужно забывать, что в первом случае фокус на отметке 13 см, а во втором на 2 см. Т. е. на примере с наклоном 8 градусов ГРИП достигает 19 см в отличие от 6 см без наклона.

Недостатки даного тилт объектива

Существенным недостатком моей конструкции является то, что теперь объектив не может фокусироваться на бесконечность, поскольку из-за тилт-адаптора задний отрезок увеличился. Жаль, что теперь не удастся поиграться с ГРИП городских пейзажей.

Данный объектив теперь может фокусироваться на расстоянии 3 метров. Но нехватка ГРИП чувствуется именно на близких расстояниях и макросїемке. Для этих целей при фокусном 80 мм, дистанции 3 метров достаточно для съемки мелких предметов и макросъемки.

Чтобы получить тилт-объектив с бесконечностью можно за основу взять среднеформатный объектив, либо поискать потоньше тилт-адаптер.

Данная технология изготовления тилт-объектива за значительно меньшую цену может с успехом быть применена со среднеформатными объективами.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector