7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Hi-Fi акустика своими руками

Hi-Fi акустика своими руками.

Причины заняться самостоятельным изготовлением акустики, наверное, у каждого свои. Мною двигало любопытство (что в итоге получится) и желание получить за ограниченный бюджет максимально качественную акустику. И забегая вперёд скажу, ожидания полностью оправдались.

Это моя первая самодельная акустика. А поскольку в проектировании и изготовлении акустики я полный ноль, то было решено выбрать готовый проект и реализовать его.

Чтобы не было мучительно больно если накосячу, был выбран недорогой проект, с относительно доступными компонентами от Алексея Александрова. Вы можете подробнее ознакомится с ним по ссылке «Минимонитор Асалаб 5+1«. Я внёс минимальные изменения в проект выразившиеся в расположении и форме терминала подключения на задней стенке. У Александрова он прямоугольный, у меня круглый. Так же, заинтересовавшимся данным проектом, рекомендую ознакомиться с профильной темой на форуме Vegalab.

Самое долгое это покупка динамиков. Я отправил предварительный заказ производителю примерно в начале декабря, счёт получил 13 февраля, отправили динамики 26 февраля. Как видим не быстро, как я понял, это связано с загрузкой производства Асалаб, так что придётся набраться терпения.

Вместе с динамиками я заказывал катушки индуктивности, а остальные компоненты (резисторы, конденсаторы) покупал локально или заказывал из Китая (ниже я приведу полный список деталей со ссылками).

Корпуса заказывались у Николая aka nikolayms. Конечно можно сэкономить и сделать корпуса самостоятельно, но в квартире и без инструментов это весьма проблематично. Можно было бы заказать раскрой материала, склеить самостоятельно и отдать в покраску, но я посчитал, что в этом случае экономия будет совсем не существенная, а качество может пострадать.

По факту получил очень качественно изготовленные корпуса.

Фильтра паял самостоятельно. Часть компонентов фильтров куплено по месту, часть заказывал на aliexpress. В частности на али заказывались резисторы, макетные платы для пайки, красивые шурупы, порты подключения колонок. Конденсаторы покупались по месту в магазине радиозапчастей, а катушки индуктивности, как я уже писал выше, заказывались вместе с динамиками в AsaLab. Для совсем ленивых есть готовые наборы от Алексея Александрова или Николая nikolayms.

Затем, в течении месяца, неспешно покупал (и получал заказанные в Китае) остальные комплектующие. Окончательная пайка и сборка заняла 3 дня.

Такой получилась компоновка кроссоверов. Фотографий пайки не осталось, но там ничего сложного, просто делаем в соответствии со схемой в проекте и всё получится.

Вышло как то так:

По поводу грилей я до сих пор в сомнениях… Для них уже всё есть, осталось обтянуть каркас акустической тканью и установить крепления и ответные части в колонках. Но пока не хочется сверлить отверстия для установки креплений на колонках. Уверен что сделаю аккуратно, но вид будет уже немного не тот.

У меня нет правильного микрофона чтобы снять АЧХ, поэтому ориентируюсь на свои ощущения. Звучание меня полностью устраивает. Одна проблема, теперь хочется сделать большие «напольники» )))

Список компонентов:

Динамики:

НЧ — B1354.8
ВЧ — T252.1.8 (точная модель есть в прайсе Асалаб, но отсутствует на сайте ссылка на похожий для наглядности)
На момент покупки сумма за динамики и катушки индуктивности составляла 6500 рублей.
Приблизительно 1200-1300 стоила доставка динамиков.

Компоненты которые были заказаны в Китае:

Универсальная печатная плата — $2.88 за пару
Саморезы под шестигранник M4x16 — 5.02 за 100 штук
Резисторы 5Вт (цены за 10 шт. с доставкой) 8.2R — $2.15, 3.9R — $2.15, 22R — $2.15. Итого — $6.45
Терминал по размерам в проекте автора прямоугольный — $ 13.18. Или Finlemho PRO48 круглый — $ 9.99.
Полиэфирное волокно (наполнитель) — $ 9.48 (достаточно 1 куска)
Конденсаторы можно купить в радиодеталях, но если лень, то ищем на Aliexpress нужные номиналы

Читать еще:  Шпионская ручка электрошокер делаем своими руками
Остальное по желанию:
Корпуса

Мне корпуса обошлись в 6200 рублей. Это с учётом моих изменений в проекте и покраской в белый лак.
Вы можете заказать вариант дешевле, с более простой покраской, в плёнке или шпоне. Так же у Николая есть набор деталей для самостоятельной склейки корпусов и склеенные корпуса под финишную обработку. Выбор за вами.

Итого

Общие затраты на проект примерно 13,5 тысяч рублей.
Правда стоит учитывать что у меня теперь есть запас винтов, резисторов, разъёмов и ткани для грилей ещё на один такой проект. После завершения проекта стал засматриваться в сторону проектов 851 или 8851, но пока нет свободных финансов.

Как выбрать колонки – часть 1

Несколько полезных советов по выбору акустических систем

Акустические системы (или иначе – колонки) – это, пожалуй, самый широко представленный на сегодня класс аудиотехники. На рынке имеются сотни предложений, и процесс их выбора весьма непрост. Поэтому мы решили написать небольшое руководство, способное облегчить решение этой задачи.

Можно купить колонки за сто долларов, а можно – за миллион. Частотный диапазон в 10 октав и динамический в сотню децибел – это необходимость воспроизвести звуковые волны длиной от сантиметра до десятков метров и звуки от гробовой тишины безэховой камеры до громоподобного рёва реактивного самолета. Даже банальные корпуса колонок дают разброс от «обувных коробок» до огромных «шкафов» и от килограммов до центнеров.

Классификация акустических систем по стоимости

Цены приведены за пару

Начальный уровень
Напольники до 40 000 ₽
Полочники до 15 000 ₽

Несмотря на свой заявленный начальный статус, колонки этой категории могут смело претендовать на ключевую роль в создании полноценной стереосистемы. Комплект на их базе будет играть, как минимум, существенно лучше большей части музыкальных центров и беспроводных колонок, хотя последнее – с оговоркой, потому что эти колонки могут быть в несколько раз дороже обычных. Говорить о каких-то тонких музыкальных материях в этой категории, вероятно, не совсем корректно, но что касается частотного и динамического диапазона (проще говоря – разных частот и разных громкостей), а также уровня искажений, они совершенно точно будут в рамках дозволенного. Экономят тут, чаще всего, на внешности – например, заменяя натуральный шпон виниловой плёнкой, но и её качество в последнее время существенно выросло.

Бюджетный уровень
Напольники 40 000 – 80 000 ₽
Полочники 15 000 – 50 000 ₽

Колонки бюджетного уровня являются таковыми разве что по отношению к своим более дорогим собратьям. Что же касается их сравнения с начальными моделями, то они уже в большинстве случаев переставляют собой совершенно полноценные акустические системы. Применительно к ним вполне осознанно можно рассматривать такие критерии, как детальность звучания или построение звуковой сцены – это не говоря уже про все более привычные параметры. Экономический фактор может присутствовать в использовании не самых дорогих динамиков от сторонних производителей или же в корпусах, изготовленных из традиционных материалов (чаще всего MDF), а не экзотики типа металла, дерева или даже стекла.

Средний уровень
Напольники 80 000 – 160 000 ₽
Полочники 50 000 – 80 000 ₽

Средний уровень – та самая пресловутая золотая середина, причем главная её особенность – отнюдь не в усреднении объективных параметров и субъективного качества, но в достижении той планки, преодолеть которую, во-первых, можно лишь с гораздо более существенными затратами, а во-вторых, оценить превышение которой по достоинству смогут лишь некоторые заядлые любители музыки – те самые аудиофилы. Что же касается абсолютного большинства среднестатистических покупателей, то для них эта категория – разумный максимум, а порой – и предел мечтаний.

Премиум-уровень
Напольники 160 000 – 500 000 ₽
Полочники 80 000 – 300 000 ₽

В категории премиум используются самые дорогостоящие комплектующие и технологии, применяются различные инновационные решения, задействуется буквально весь потенциал сил и средств, чтобы обеспечить предельно возможное качество звучания, как с точки зрения объективных параметров (все тех же амплитудного и частотного диапазона, фазовых неравномерностей и прочих искажений), так и с позиции субъективно воспринимаемого качества звучания, включая пресловутые вовлечённость и музыкальность.

Читать еще:  Стол из кабельной катушки своими руками
High End
Напольники от 500 000 ₽
Полочники от 300 000 ₽

Так что же такое High End audio и собственно говоря колонки этой категории, как по большому счету самое очевидное воплощение этого термина? Есть мнение, что достаточно близкое по ощущению качество звучания можно обеспечить и меньшими затратами. Но суть в том, что процесс улучшения качества в подобных терминальных стадиях носит сугубо нелинейный характер. Другими словами, чтобы сделать лучше на одну десятую, возможно потребуется потратить в десять раз больше. Это раз. И два: настоящий High End – это не только абсолют с точки зрения качества звучания, но и такой же абсолют с точки зрения материалов и технологий по отношению к производителю, к которому тот порой идёт годами, если не десятилетиями.

Бытует мнение, что домашние колонки следует выбирать исключительно по цене и внешней привлекательности. Однако даже если вы не намереваетесь становиться экспертом в этом вопросе, наша статья поможет без труда сократить число «вероятных претендентов» и отмести заведомо неприемлемые варианты.

Великое множество представленных на рынке акустических систем делает процесс выбора непростой задачей

Страна-производитель

Аудиотехника разных стран (и в первую очередь – акустика) воспроизводит звук по-разному.

Скажем, Америка – страна больших пространств, больших автомобилей и внушительных акустических систем. Такие колонки способны «озвучить» просторные американские гостиные, а их внешний вид поражает своей монументальностью. Эту тенденцию наглядно иллюстрирует модель Ultimate III компании Magico – ведь её высота составляет неполных 2.5 метра! И звучание – под стать размерам: очень динамичное, мощное, агрессивное и напористое.

Американцы – создатели Ultimate III – предпочитают крупные формы

В противовес им Япония, где небольшие помещения обеспечивают своеобразную передаточную функцию, наоборот старается «подсушивать» бас в своих колонках. Характерный пример – проект JBL Everest, для курирования которого был приглашён известный рецензент Кейзо Яманака. Собственно говоря, итоговое звучание и планировалось, и получилось типично японским: акцентируется «внешняя» атрибутика, сочность тембров и красота подачи, иногда на грани пресыщения и еле уловимого синтетического привкуса – иначе говоря, они звучат не вполне естественно. Вследствие этого, на сегодняшний день мы не имеем ни одного действительно популярного производителя качественной акустики из Страны Восходящего Солнца.

JBL DD55000 Everest – прекрасный пример «типично японского» подхода к созданию акустики

Далее – в первую очередь Великобритания, со своими B&W и Monitor Audio. Британское звучание – не размашистое и не разухабистое, а достаточно точное и сдержанное. Этот звук передаёт внутреннее содержание музыки за счет каких-то плавных и мелких жестов. Считается, что «середину», наиболее важную часть диапазона, английская аппаратура отрабатывает особенно хорошо.

Затем Германия с их Canton и ELAC. Немцев принято упрекать в педантичности, доходящей до стерильности. На самом же деле в их продукции наглядно прослеживается скрупулёзность по отношению к деталям музыкальной композиции и железная дисциплина при воспроизведении. Характер звучания – нордический!

И последняя, но не по значению – Дания: маленькая страна с большим потенциалом, европейский лидер в количестве производителей АС «на душу населения», тут уместно вспомнить Dynaudio и System Audio. Фирменные решения – много небольших динамиков в узких корпусах – позволяют получить характерное «быстрое» звучание: вместо одной тяжёлой мембраны динамика больших размеров применяется несколько маленьких и лёгких с увеличенным ходом диффузора. А дизайн корпусов, как правило, отличается известной во всём мире скандинавской строгостью.

Акустика System Audio – скорость, динамика, мощь

Размеры

Какие лучше – большие или маленькие?

Сейчас при выборе «калибра» акустических систем стоит руководствоваться скорее габаритами помещения. Я бы назвал площадь в 20 м² «Рубиконом» между полочным и напольным решением. Хотя при грамотном подходе к вопросу напольники вполне могут ужиться и на 15 метрах, а вот в 10-метровом кабинете или спальне я бы настоятельно рекомендовал ограничиться полочной стереопарой.

Читать еще:  Классический нож Боуи своими руками

В первую очередь следует учитывать геометрию и акустические свойства помещения, в котором колонки будут установлены. Комната может быть большой, но при этом пустой и гулкой, и большие колонки с полноразмерным басом создадут в ней настоящую какофонию. В тоже время, относительно небольшое помещение может обеспечить условия для комфортного прослушивания.

Второй важный фактор – расстановка колонок: как минимум, не следует ставить их слишком близко или далеко друг от друга, близко к стене и тем более в углы. Оптимальная схема – равносторонний треугольник из слушателя и пары акустических систем.

Как гласит старая пословица, все колонки делятся на хорошие и полочные (шутка). На самом деле, если бы меня спросили, когда именно полочные акустические системы стали восприниматься полноценными участниками процесса, я бы назвал 1974 год, в который вышли две знаковые модели — минимониторы LS3/5 и крупные полочные АС Yamaha NS-1000. Первые – это фанерный корпус габаритов обувной коробки и пара пластиковых динамиков, цена вопроса на момент выпуска – сотня фунтов за пару, место назначения – мобильные телестудии BBC. Эта модель, пожалуй что, рекордсмен по числу последующих клонов и оммажей. Вторые – полноразмерные трёхполосные полочники массой более 30 кг и с бериллиевыми (!) диффузорами, самая известная и чуть ли не единственная удачная модель у японской компании Yamaha.

В многополосных системах спектр всех слышимых частот разбивается на несколько перекрывающих друг друга полос. Диапазон каждой из полос подаётся на отдельный динамик, который имеет наилучшие характеристики в этом диапазоне. Таким образом достигается наиболее высококачественное воспроизведение слышимых человеком звуковых частот.

Трёхполосная схема включает низкочастотный, среднечастотный и высокочастотный динамики.

Wilson Audio Tiny Tot в 1985-ом году и Sonus faber Extrema в 1991-ом как мне кажется закрепили полноценный статус полочных моделей.

Подбор усилителя

Раз уж мы упомянули согласование колонок с комнатой, то давайте определимся и с таким критерием, как согласование колонок с усилителем. Хотите честно? В большинстве случаев явных признаков подобного согласованности или несогласованности просто нет. Безусловно, «в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань»:

  • Не следует подключать колонку с чувствительностью выше 90 децибел к солидному усилителю мощностью в несколько киловатт.
  • Не стоит пытаться раскачать 500-ваттный напольник интегральным усилителем с 50 ваттами на выходе.

Так нужна ли высокая мощность для «раскачки» подобной акустики?

Но я имею в виду вовсе не такие тривиальные случаи, а довольно частый вопрос: «Скажите, тут на колонках написано «X Вт», а на усилителе – «Y Вт». Это значит, что они не подходят друг к другу?». Это, ровным счётом, ничего не значит.

Для усилителя указывается долговременная либо кратковременная выходная мощность на определенную нагрузку.

Для колонок может указываться мощность потребляемая, продолжительно либо в пике.

Да и с точки зрения надёжности: вы сильно удивитесь, но сжечь колонки у вас скорее получится дешёвым маломощным усилителем, чьи искажения в режиме перегрузки приведут к поломке.

Наметив для себя несколько подходящих вариантов, сделайте окончательный выбор после тестового прослушивания

Обобщим

Описанные принципы помогут подобрать несколько наиболее приемлемых для вас моделей колонок. А окончательный выбор «самой-самой» подходящей акустики лучше всего делать по результатам прослушивания. Не поленитесь, загляните в ближайший салон и послушайте сами. Причём не столько консультанта, сколько технику. Если же определённость с размерами и фирмой-изготовителем ваших потенциальных колонок не принесла удовлетворения и оставила слишком много вариантов для выбора, во второй части этой статьи мы попытаемся разобраться с сугубо технической стороной вопроса.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector